Тамбурная вышивка алматы

Закрыть ... [X]

тамбурная вышивка алматы  

Творчество Зейнелхана Мухамеджана было отмечено «Знаком Качества» ЮНЕСКО, причем до него столь почетного признания удостоились лишь четверо казахстанцев. В 2008 году картина  Зейнелхана Мухамеджана была продана на престижном мировом аукционе Сhristi’s, открыв счет спросу на казахстанских мастеров на мировом арт-рынке.

 

- Как художник, почему вы используете крючок и нитки, а не кисть и краски в качестве орудия творчества?

 

- Я монгольский казах. Тамбурная техника вышивки, в которой я работаю, называется кесте. Казахи, диаспорами проживающие в Монголии, чтут и свято хранят традиции предков. Там в каждой казахской семье есть вышивка кесте, которая, в отличие от традиционной монгольской, исполняется не иглой, а крючком. Кесте - исконно женское занятие, оно передается из поколения в поколение по женской линии, от матери к дочерям. Так было и в нашей семье. С малых лет  я наблюдал, как мама учила сестер вышивке. Естественным путем обучение проходило быстро. Стоило маме выйти за дверь, сестры тут же копировали ее действия. Это сейчас процесс обучения взрослых студентов -  довольно долгий и трудный, занимает от трех до четырех месяцев, а у детей все легко получается. Кесте у казахов заложенов генах  и проявляется в интуитивном, чувственном знании того, как и что надо делать. У казахов много традиционных видов вышивки – около двадцати. Меня же с детства привлекала уникальность вышивки крючком – кесте, которой владеют только казахи и киргизы.

 

Между прочим, Казахстан и Средняя Азия – единственные в мире страны, в которых мужчины занимаются вышивкой. Кесте – очень тонкая вещь, и результат в мужском или женском исполнении получается разным, причем разница огромная. Женский вклад в кесте, на мой взгляд, уже сделан. Орнамент у казахов всегда был на первом месте. Женщины украшали орнаментом юрты, одежду, ковры и в этой области создали непревзойденные шедевры, достигли недосягаемых высот. Теперь черед мужчин оставить свой след. Я стремился найти современный подход и разработал новый вариант техники, вдохнул в кесте новое дыхание и открыл новые возможности.  Так что сегодня кесте и Зейнелхан  - синонимы.

 

 

- Как шел процесс формирования вас как художника?

 

- Я получил фундаментальное художественное образование в Улан-Баторе, где учился в художественном колледже по классу гобелен. Там царила творческая атмосфера открытости и эмоционального подъема. Преподаватели были выпускниками лучших художественных вузов Советского Союза, в частности Москвы и Ленинграда. Сейчас я сам, как преподаватель класса ткачества в художественном училище имени Тансыкбаева в Алматы, стараюсь поддерживать со студентами такой же тесный эмоциональный контакт. Считаю это очень важным для становления молодых художников. А тогда я, студент, искал себя, многого не знал. В монгольском училище в советское время нас учили по стандартной четырехгодичной программе: живопись, рисунок, графика. Я осваивал технику монгольской вышивки иглой. Мне трудно было определиться, с чего начать, очень много было традиционного орнамента. После окончания колледжа начал работать при Союзе художников Монголии. Как художник-оформитель пробовал силы в живописи, резьбе, керамике, скульптуре. Но в советское время мы все жили по плану - к такому-то сроку столько-то работ, и настоящего творчества было мало.

 

- Когда вы почувствовали себя сложившимся мастером?

 

- Где-то к середине 90-х годов. Когда начинал творческий путь, то смотрел на наших великих художников Канапью Тельжанова, Сахи Романова и других  снизу вверх с восхищением. У них я научился трем вещам. Во-первых, надо упорно трудиться. Во-вторых, через эпос, легенды хорошо знать корни казахского народа. В-третьих, понимать, что из такого знания рождается образ картины.

 

С самого начала приучал себя работать без эскизов, потому что твердо усвоил, что, когда делаешь эскиз, в нем остается твоя душа, а из картины получается не оригинал, а копия. Поэтому я очень редко пользуюсь эскизом, держу образ в голове. Самое главное – это внутреннее чувство, интуиция подсказывает мне, как надо работать над картиной.

 

- Есть ли у вас своя школа - ученики, последователи?

 

- Мой активный творческий период продолжается уже тридцать лет, а это значит, что у меня есть своя школа. Поэтому 1999 год стал для меня переломным, так как в галерее «Тенгри-Умай»  состоялась моя первая персональная выставка. Она вызвала взрыв интереса к моей технике, и ко мне пришла известность. Последовали десятки выставок в Казахстане и за рубежом: в Москве, Ташкенте, Париже, Мюнхене, Стокгольме. В 2008-м моя работа была продана в Лондоне на аукционе Christie’s в рамках выставки «Номад», в которой принимали участие и казахские художники.

 

В тот период шли активные, почти каждодневные продажи моих работ, и  мне тогда очень помогала жена, Гульжай Кусман, с которой я живу в счастливом браке уже 34 года.  Я благодарен за то, что мог полагаться на ее мастерство. Она мастерица по орнаменту, занималась традиционным тускииз, и уровень ее мастерства просто безупречен. В нашей семье из пяти детей по моим стопам пошла только младшая дочь Ботагоз, которая нашла свой стиль в кесте, и ее работы уже завоевали признание на международном фестивале. Кроме нее, лауреатами конкурсов недавно стали трое моих лучших студентов из художественного училища имени Тансыкбаева, где я преподаю искусство кесте. Регулярно провожу мастер-классы по Казахстану. На следующей неделе еду с мастер-классом в Семей.

 

- Когда к вам пришло первое признание?

 

- Осенью 1986 года я сделал первую композицию - натюрморт - и послал на Всемонгольскую выставку молодых художников в Улан-Баторе. Через месяц получил поздравительную телеграмму: уникальная работа, новый подход. Обо мне написали  в журнале «Декоративное искусство», и я почувствовал себя художником, понял - это мое и с тех пор более тридцати лет работаю в технике кесте.

 

В 1992 году я переехал с семьей в Казахстан, в Талды-Курганскую область. Первое время был безработным, пошел работать чабаном.  Когда там  открылся музей, устроился художником, а позже главным хранителем музея. В Алматы живу с 2000 года, здесь работаю творчески. Принимал участие в выставках «Шабыт», «Жигер». Столкнулся с непониманием местных искусствоведов, которые не желали признавать мою работу уникальной казахской техникой, а я доказал, что кесте - это необычная вышивка, имеющая древние корни в традициях предков. С тех пор в  отношении кесте я против слова «вышивка», которое не отражает национальной казахской уникальности.

 

 

- Что вы думаете о современном состоянии изобразительного искусства в Казахстане?

 

- Считаю, что сегодня казахское искусство достигло наивысшего уровня, у нас есть великие мастера в любом виде изобразительного искусства. Однако после достижения независимости помощь государства не чувствуется, художники заняты больше выживанием. Взять хотя бы Государственный музей имени А. Кастеева –  никакой заботы. По отношению к искусству судят о степени культуры общества. Если проследить историю западноевропейского изобразительного искусства по тому, что сохранилось в музеях начиная с XII-XIII веков, то  видно, что оно всегда пользовалось государственной поддержкой. В советское время такая поддержка была еще ощутима, и во многом благодаря ей возник стиль художников-шестидесятников.

 

- Что вы как современный художник хотите сказать миру?

 

- Не помню, кто сказал: «Искусство существует ради искусства». Выходит, все остальное существует  ради чего-то еще: деньги - ради коммерции, дома - ради жилья... Только искусство поднимается высоко над  бытом и парит там само по себе. Цель искусства – развитие души, в этом оно не знает национальных границ и заключает в себе общечеловеческие ценности. Может, заблуждаюсь в чем-то, но я не политик, я просто художник. Это самое главное.

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №33 (510) от 3 октября 2014

PDF, 4.33 Mb


Источник: http://and.kz/site/article/775


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Зейнелхан Мухамеджан: «Я не политик, я просто художник» Модные тенденции в плетении кос

Тамбурная вышивка алматы Тамбурная вышивка алматы Тамбурная вышивка алматы Тамбурная вышивка алматы Тамбурная вышивка алматы Тамбурная вышивка алматы Тамбурная вышивка алматы Тамбурная вышивка алматы Тамбурная вышивка алматы

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ