Как нарисовать халат ребенку


Лекция "Китайский костюм эпохи Мин" была прочитана на Зилантконе–2003 с целью помочь игрокам в подготовке к игре.

Авторы: Ольга и Вера Матросовы (Ори и Эри), Москва

Исторический костюм

Одежда китайцев была очень разнообразна и различалась в зависимости от места проживания, времени года, положения в обществе; но вместе с этим она имела постоянные формы и практически не подвергалась влиянию моды.

Знатные и богатые люди одевались в многослойные пышные одеяния: короткая рубаха, короткие или длинные штаны, кофта, жилет, чулки, башмаки, шапочка и длинный верхний халат.

Люди среднего сословия обоего пола обязательно носили штаны и кофту, а кроме того – нижнюю сорочку, верхний халат или куртку. Куртка и кофта запахивались и перепоясывались. К этому наряду добавлялись соломенные сандалии или закрытая обувь и шляпа с полями из тростника или соломы. Низшие классы населения едва прикрывали свое тело.

Ткани использовались различные: пеньковые, хлопчатобумажные или шелковые, причем шелковую одежду имели право носить только знатные и богатые люди.

Штаны (ку, сяоишан, сяои, чжунчипао). В официальных костюмах они были обычно полностью скрыты длинными халатами или плахтами (плахта – род запашной юбки) и в высшем сословии считались неприличной деталью туалета. Покрой в основе своей оставался неизменным – это широкие, глухие, без прорехи штаны. Покрой женских штанов незначительно отличается – шов не пересекает живот по вертикали, а идет наискось, т. к. сквозь шов (возможно) легко проникает нечистая сила, что может повредить плод беременной женщины.

Обычным материалом для штанов, так же как и для других предметов одежды, были пеньковые или шелковые ткани. Позже к ним присоединились хлопчатобумажные ткани. В холодное время носили стеганные на вате штаны, поверх которых могли одевать ноговицы (отдельные штанины, крепящиеся к поясу при помощи тесемок), тоже обычно подбитые ватой.

Гамаши, чулки, обмотка. Китайцы очень часто носили штаны навыпуск. Иногда подвязывали их под коленом, иногда стягивали гамашами или вправляли в голенища сапог, либо в шитые, а зимой стеганые, сапожкообразные чулки. В эпоху Цин существовала обмотка, охватывающая голень над лодыжками.

Обувь. Типично китайской обувью всегда были легкие, либо матерчатые, либо плетенные из пеньки или соломы туфли, которые часто были украшены орнаментом. Толстые подошвы были сделаны из нескольких слоев проклеенной бумаги или ткани, прошитых продольными рядами стежков. Иногда туфли делались из кожи. Торжественные туфли украшались кантиками. Боковая сторона подошвы белилась краской из толченых ракушек, а носок украшался парусообразной надставкой, которая могла быть похожа на серебряный слиток или головку благопожелательного жезла. В дождливую погоду, если приходилось ходить по грязи, использовали деревянные скамеечкообразные (аналогичные японским гэта) сандалии без верха, державшиеся на ногах при помощи матерчатых или плетеных жгутов. Были периоды, когда распространялся обычай носить кожаные и матерчатые сапоги. В эпоху Тан носили мягкие чулкообразные сапоги с перевязками у лодыжек. Минские сапоги по своим мягким очертаниям также напоминают чулки. В эпоху Цин носили шелковые или кожаные сапоги. Вообще сапоги кроились одинаково для обеих ног и были обычно темного цвета, а подошва имела натуральный белый цвет войлока или бумаги.

Халат и кофта. Халат – это верхняя одежда, которая покрывает всю фигуру до щиколотки или до земли. Кофта – более короткая одежда, которая требует для сокрытия нижней части фигуры ношения своего рода плахты, либо надевается поверх более длинного одеяния.

Формы и кофт и халатов были чрезвычайно разнообразны. Платья были и без подкладки, и на подкладке, и стеганые.

Все китайские халаты и кофты распашные. По фасону они делятся на однобортные и двубортные, хотя преобладают последние. Однобортные обычно имели впереди одну завязку, а в период Цин – ряд связанных из шнура пуговиц. Двубортные имели завязку или пуговицы сбоку. Шаровидные узелковые пуговицы и петли делались из шнура или тесьмы обычно той же ткани, что и одежда. Были пуговицы из меди (гладкие или с узором). Чаще всего на одежду нашивалось нечетное число пуговиц.

Особое значение имеет то, что левая пола при запахе всегда покрывает правую. Обратный порядок – признак варварства. Кроме того, запах налево – одежда покойников.

Также двубортные халаты подразделяются на открытые и закрытые. У открытых халатов края перекрещиваются на груди (доцинские домашняя одежда и кофты). Закрытые халаты имеют круглый ворот и застежку или завязку на правом плече у шеи, а также глубокие разрезы по бокам.

Верхняя одежда различалась по ширине рукавов. Халаты были и с широкими, и с узкими рукавами. Широкие рукава до эпохи Цин носили даже крестьяне. Чтобы такие рукава не мешали работать, их подвязывали на груди специальной лентой крест-накрест. В повседневной официальной форме ширина рукавов постоянно изменялась в зависимости от моды и социального положения. В эпоху Мин носили сравнительно узкий рукав, расширяющийся у локтя. У императора и высшей знати рукава были очень длинные, иногда достигали 240 см. в размахе. Вообще в эпоху Мин одежда сильно расширяется книзу, образуя складки и фалды по бокам. Следует отметить, что в Китае достаточно сильно различалась по покрою и отделке официальная и неофициальная одежда.

Шубы. В холодное время китайцы одевали либо несколько халатов и кофт, либо одежду на подкладке (дзяпао) или стеганную на вате (мяньпао). Зимой, особенно на севере, носили шубу (цю) нарисовать из козьего, обезьяньего или собачьего меха. Богачи ходили в собольих шубах или в шубах на лисьем меху. Самым ценным считался каракуль. Шубы были легкими, поверх них надевали шелковые расшитые халаты.

Плащи. Плащи надевали в холодную погоду. У людей победнее они были сплетены из соломы, травы или бамбуковой стружки. Богатые люди носили плащи из птичьего пуха или шерстяных тканей.

Исподняя одежда не отличалась особым покроем – те же кофты и халаты, но шились ни из более тонких, в основном белых тканей. Характерной особенностью было то, что их размеры иногда превышали размеры верхней одежды, и тогда ворот, рукава и подол выступали из-под более темного и тяжелого верхнего платья – такова доцинская домашняя и ритуальная одежда. В повседневном официальном костюме подол нижней одежды полностью скрывался верхним глухим халатом, он виден был только в боковых разрезах, косой ворот слегка выступал в круглом вырезе, а манжеты выглядывали по краю рукава совсем узкой полоской.

Шан – нечто вроде плахты (распашной юбки), т. е. кусок ткани, которым обертывали нижнюю часть туловища и закрепляли завязками на талии. В эпоху Мин шан был необходимой частью женского одеяния. Он шился из прямоугольных кусков ткани или из суживающихся кверху клиньев. Эта юбка достигала земли и надевалась поверх легкого халата.

Пояс – очень важная часть костюма, его цвет, материал и украшения отражали различия среди аристократии и чиновничества. Верхняя одежда обычно стягивалась двумя поясами: матерчатым (ню) и кожаным (гэдай). Первый представлял собой матерчатую ленту с двумя петлями и двумя свешивающимися вперед длинными концами. Второй делался из кожи и украшался нефритом, металлом или роговыми декоративными пластинками и пряжками. Из официальной формы в эпоху Мин пояс становится декоративной деталью костюма – вместо того, чтобы просто опоясывать халат, он становится негнущимся обручем, и держится на петлях, пришитых под рукавом.

Мягкий ритуальный пояс – широкая лента. Часто из-под него выглядывал еще один более длинный пояс, концы которого могли быть завязаны большими бантами.

Существовал также обычный доцинский пояс официальной формы без узлов и длинных концов – твердый, двухслойный.

На пояс вешались разные предметы – кисть, тушечница, фамильная печатка, палочки для еды, а также нож, огниво, кольцо для стрельбы из лука, игла для распутывания памятных узлов.

Головной убор. По древнекитайскому этикету требовалось, чтобы голова всегда была покрыта. Отсюда огромное разнообразие головных уборов. При достижении совершеннолетия (двадцать лет) проводился ритуал надевания шапки – гуаньли. Таким образом, головной убор носили все совершеннолетние мужчины, кроме монахов. С этим была связана определенная символика, например, снять убор – значит отказаться от должности или придти с повинной головой. Женщины обычно головные уборы не носили, их им заменяли прически. Только на свадьбу и в самых торжественных случаях женщины надевали сложный головной убор – фэнгуань.

Женский костюм. Женщины в Китае долгое время, как и мужчины, носили длинные и короткие кофты и широкие штаны, скрывавшиеся под верхней одеждой, а также шан (запашные юбки) и длинные пояса. Женские наряды отличались от мужских главным образом исключительной красотой вышитых цветных узоров, и совсем незначительно – по покрою.

Узоры обычно заключались в декоративные круги – туань. Все изображения в туанях были глубоко символичны. Цветы сливы и нарцисса олицетворяли зиму, пиона – весну, лотоса – лето и солнце, хризантемы – осень. Распространенным было изображение бабочки – символа влюбленности, супружеское счастье олицетворяла пара уточек-мандаринок. Наконец, туани могли быть сюжетными: в них вышивали девушек и юношей, стариков и младенцев, изящные павильоны, сценки, иллюстрирующие знаменитые литературные произведения.

Прическа. До маньчжурского завоевания китайцы не стригли волосы, а собирали их в тугой узел – цзы и укладывали на темени, закрепляя шпилькой. Надо лбом, на висках и на затылке волосы были тщательно приглажены.

В основе женской прически лежал узел. Прически были сложными, но легкими и изящными. Их укладывали из прямых волос с несколькими проборами, симметричными волосяными петлями, валиками. Чтобы волосяные петли хорошо держались, их смазывали клейкими составами и наматывали на бархатные валики. Пучки, представлявшие собой высокие петли, в прическах закреплялись на темени или на затылке. В каждой прическе было по два-три пучка. С висков волосы зачесывались наверх, а лоб обрамляла короткая редкая челка. Были и другие варианты женских причесок, без челки, со спускающимися с висков длинными прямыми прядями, с прикрепленными парными украшениями. Знатные дамы также носили парики и шиньоны.

Невесте перед свадьбой волосы заплетали в косу или скручивали в жгут и укрепляли на темени двумя большими шпильками крест-накрест. Во время венчания у невесты на лбу выстригали прямую челку, а на висках волосы срезали под углом.

Украшения. С древних времен в Китае искусство ухода за собой считалось особо возвышенным и утонченным. Женщины наносили на волосы эссенции и масла, смазывали лаком и воском, посыпали сверху цветной пудрой. Прически украшались цветами, веточками с листьями и мелкими почками. Невестам в височные пряди вплетали нити жемчуга, цветные шелковые шнуры, гирлянды мелких цветов. Древние китайские воины для устрашения неприятеля расписывали лицо тушью. Узор на лице мог носить символический характер – например, роспись на лице справа выражала, что ее носитель – человек неподкупный.

Прически украшались специальными ювелирными изделиями: накладными, включая диадемы, вставными (всевозможные шпильки), гребнями (затылочными, налобными, ушными). Специфическая особенность китайских женских украшений – наличие подвижных металлических подвесных деталей, которые при ходьбе издавали мелодичное позвякивание. Кроме того, использовались серьги и ушные подвески. В орнаментике украшений преобладают изображения птиц (феникс, павлин), бабочек и растительные мотивы.

Косметика была очень популярна у китаянок: с 7 лет девочки пользовались белилами и румянами. Глаза они старались искусственно уменьшить. Губы красили помадой различных оттенков. Брови выщипывались и подводились (всего насчитывается более 30 разновидностей контуров бровей). На гладко выбритые виски налеплялись шелковые мушки различных цветов. На левой руке богатые китаянки отращивали длинные ногти, красили их, даже надевали на них серебряные футляры. Самым лучшим украшением знатной китаянки являлась маленькая ступня – "лотосовая ножка".

Игровой костюм

Игра "Пути Кармы" не является исторической реконструкцией, поэтому следование моде периода правления династии Мин желательно, но не обязательно – вполне допустимы китайские костюмы других периодов. Для богатого верхнего костюма лучше использовать плотные атласные и шелковые ткани (синтетические или натуральные шелк, атлас, парчу). Для исподней одежды и менее богатых людей – шелк, хлопок, синтетику.

Символика цвета в одежде не всегда однозначна, но ярко-желтый/золотой цвет – это исключительная привилегия императора, его семьи и тех немногих, кому император даровал право носить какую-либо деталь одежды желтого цвета. Белый цвет – траурный, поэтому шить из ткани этого цвета стоит только исподнюю одежду. Красный – цвет парадных и праздничных (костюм невесты) одеяний, официальных облачений высших чиновников, "простым" китайским людям он не подходит. Остальные цвета, в принципе, можно использовать свободно, однако небогатым/бедным людям следует быть скромными в выборе цветов, они не должны быть слишком яркими.

Костюмы чиновников в Китае были одинакового покроя, различались отделкой и украшениями, обилие и богатство которых зависели в основном от степени благосостояния.

Любому чиновнику просто необходима шапка! Без нее ни один костюм не может считаться полным. На игре допускаются шапки произвольной формы, однако "уши" на затылке шапки тем длиннее, чем выше ранг ее обладателя. Головной убор лучше всего изготавливать из папье-маше, обклеенного тканью. "Уши" как нарисовать халат ребенку представляют собой проволочный каркас, обтянутый тонкой тканью (шелк, шифон, капрон и т. д.).

На игре будут существовать 9 чиновничьих рангов. Кроме цвета поясов они должны различаться длиной "ушей" официальных головных уборов. Во избежание путаницы с их размерами мы предлагаем установить для "ушей" длину от 10 см. (для девятого ранга) до 35 см. (для первого). Соответственно, с повышением ранга длина ушей увеличивается примерно на 3 см. Изменение статуса чиновника на самой игре по понятным причинам может моделироваться только цветом пояса.

Рекомендуемая одежда для чиновников: штаны, нижняя кофта с косым воротом, халат "кимоно" или закрытый халат (официальное облачение), обувь (сапоги или тапочки), два пояса – кожаный и матерчатый, шапка.

Из-под верхней одежды знатного человека не должно быть видно штанов и кофты или они могут совсем немного выступать.

При желании и возможности можно увеличить количество слоев одежды – это будет видно в боковых разрезах халата, рукавах и вороте.

Кроме того чиновнику хорошо бы иметь мухобойку, кошель, чиновничью табличку, печать.

На игре признаком различия чиновников разного ранга будет цвет его тканевого пояса. Каждому из девяти рангов будет соответствовать свой цвет. Конкретные цвета будут указаны позже.

Sung Jen-Tsung, XVI век
Чиновник высокого ранга, официальный костюм Чиновник, XVI век
Чиновник высокого ранга, парадное облачение Чиновник
Чиновник
Zhong Jiu, держащий чашу
Чиновник, повседневное одеяние Портрет Императора Hung-Wu, XIV век
Император

Рекомендуемая одежда для горожан и состоятельных крестьян: штаны, возможно нижняя кофта, верхняя кофта, обувь, пояс (кушак), головной убор (шапка типа панамы, соломенная шляпа, платок), хотя часто ходили и без головного убора. Верхняя одежда не длинная – примерно до колена.

Портрет Су
Костюм состоятельного горожанина Философ
Штаны и кофта небогатого человека Молодой ученый
Горожане Костюм небогатого горожанина, слуги, крестьянина
Костюм небогатого горожанина, слуги, крестьянина
Уличные персонажи Сучжоу
Нищие Бродячий актер с обезьяной
Костюм бродячего актера Благородные мужи, середина XVI века
Ученые Пятеро бражников, расходящихся с пирушки
Горожане

Рекомендуемая одежда для женщин: штаны, нижняя кофта, юбка, верхний халат с длинными или широкими рукавами, пояс, обувь (особенно для аристократок – сапожки!), украшения для прически (шпильки, цветы, гребни). Веер, косметика.

Наложницы Последнего Императора Chu Tang Yin, XIV-XV век
Костюмы певичек Придворные дамы, XVII-XVIII век
Костюмы придворных дам Портрет госпожи
Женщина в парадном одеянии
Дама с веером   Tang Yin XV-XVI век   Tang Yin
Костюмы знатных и богатых дам Девушка с собачкой, Пу Ру 
Костюм горожанки

Покрой

Штаны

Широкие штанины расходятся вразлет и образуют угол, иногда превышающий 90 градусов. У таких штанов очень низкий шаг, что при сведенных вместе ногах придает мотне (широкой задней части штанов) мешкообразный характер. Штанина состоит из двух частей. На верхнюю часть штанов нашивается добавочно широкая полоса ткани, часто другого, более светлого или совсем белого цвета, к ней в прошлом иногда нашивались четыре петли, сквозь которые продергивался пояс. Но чаще штаны держатся при помощи кушака, без всяких петель. Так как в талии они очень широки, при подпоясывании впереди образуется характерная, запахивающаяся направо, складка.

Халат

Халат шьется из двух длинных полос ткани – левая и правая (перед и спина). На плечах не должно быть шва! Две полосы сгибались, и каждая половина сшивалась таким образом, что шов шел по внутренней стороне рукава и вдоль бока. Затем правая и левая половина скреплялись швом на спине. Спереди пришивался короткий, фигурно вырезанный вверху кусок ткани. Эта запахивающаяся пола должна была покрывать всю переднюю часть правой половины халата (одежда должна запахиваться слева направо).

Схемы кроя

Мужские халаты
Мужские халаты Халат чиновника
Халат чиновника Халат ученого
Халат ученого
Женские кофты, юбки и пояса    Кофта и юбка    Женские кофты, юбки и пояса
Женские кофты, юбки и пояса
Схема мужских штанов
Схема мужских штанов Схема женских штанов
Схема женских штанов
Схема покроя халата
Схема покроя халата Император Taizu династии Мин
Крой воротника

Источники

Часть информации бралась с форума Восточного портала.

Вот список некоторых публикаций, которые могут оказаться полезными.

На русском языке:

1. Сычев Л. П., Сычев В. Л. Китайский костюм. Символика, история, трактовка в литературе и искусстве. – М., 1975

2. Народы КНР – Народы Восточной Азии (серия "Народы Мира. Этнографические очерки"). М.–Л., 1965

3. Стариков В. С. Материальная культура китайцев северо-восточных провинций КНР. М., 1967.

4. Сычев Л. П., Сычев В. Л. Китайский костюм. Символика, история, трактовка в литературе и искусстве. М., 1975.

5. К проблеме генезиса традиционной одежды южных китайцев. – Сборник МАЭ. XXXII. Одежда народов зарубежной Азии. Л., 1977. (В соавторстве с В. С. Стариковым).

6. Из истории плечевой одежды народов Центральной и Восточной Азии. – Советская этнография, 1977, № 3.

7. Костюм Китая в собрании ГМИНВ. – Сообщения ГМИНВ, выпуск XI. М., 1979.

8. Сычев Л. П. Размышления о сунском мужском костюме в связи со статьей Чжоу Сибао. – Народы Азии и Африки, 1985, № 2.

9. Из истории китайского женского костюма с древности до эпохи Сун. – Научные сообщения ГМВ, выпуск XXII. М., 1996.

10. Неглинская М. А. Китайские ювелирные украшения. М., 1999.

11. Крюков М. В., Малявин В. В., Софронов М. В. Этническая история китайцев на рубеже средневековья и нового времени. М., 1987. И разделы по костюму в других томах "Этнической истории китайцев" (авторы Крюков М. В. и др.).

На китайском языке:

1. Чжоу Сибао. Чжунго гудай фуши ши (История древнекитайского костюма). Пекин, 1986.

2. Чжоу Сюнь, Гао Чуньмин. Чжунго лидай фуши (История китайского костюма). Шанхай, 1984.

3. Чжоу Сюнь, Гао Чуньмин. Чжунго фуши уцянь нянь (5000 лет китайского костюма). Гонконг, 1985.

4. Шэнь Цунвэнь. Чжунго гудай фуши яньцзю (Исследования по древнекитайскому костюму). Гонконг, 1981.

5. Пань Цзецзы. Дуньхуан бихуа фуши цзыляо (Материалы по костюму в стенной живописи Дуньхуана). Пекин, 1959.

6. Чан Шана. Дуньхуан лидай фуши туань (Изображения костюма на фресках Дуньхуана). Гонконг, 1986.


Источник: http://messiah.jnm.ru/dress.shtml


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Мама. Ру: Как преодолеть детские страхи?: Онлайн Вязание веерный узор для шали крючком

Как нарисовать халат ребенку Как нарисовать халат ребенку Как нарисовать халат ребенку Как нарисовать халат ребенку Как нарисовать халат ребенку Как нарисовать халат ребенку Как нарисовать халат ребенку Как нарисовать халат ребенку

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ